Спортивно-оздоровительное направление
Школой разработана программа "Здоровый образ жизни", включающая в себя цели и задачи, которые реализуются в виде годового плана работы на учебный год.
В качестве обобщенных целей здоровьесберегающей деятельности поставлены следующие:
- создание в школе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся;
- обеспечение системы полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья;
- развитие организационного, программного и материально-технического обеспечения дополнительного образования обучающихся, в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга.
В нашей школе созданы условия для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья обучающихся и работников школы.
Школа имеет 1 спортивный зал 9х18м, волейбольную площадку 12х24м, мини-футбольную площадку 30х45м, футбольную площадку 40х80 м. Спортзал оснащён необходимым оборудованием:
В учебных кабинетах, коридорах много зелени, позволяющей поддерживать естественный микроклимат внутри классных комнат.
Коридоры школы предназначены для отдыха детей. Их украшают картины, цветы, бумажные аппликации, сделанные обучающимися на кружковых занятиях. Это создает положительный психоэмоциональный фон у обучающихся и работников школы.
В начальных классах проводятся подвижные перемены.
Звонки оказывают позитивное воздействие на нервную систему ребёнка.
Рядом со школой расположена спортивная площадка для активного отдыха .
Школа по условиям обучения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Сюда относятся все реальные условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляция учебных помещений, т. д. — все, что подлежит гигиеническому нормированию.
Благоприятный температурный режим обеспечивает собственная воздушная отопительная система.
Для всех детей занятия организованы в одну смену. Уроки имеют продолжительность 45 минут во 2-9 классах, в 1 классе-35 минут.
Для питания обучающихся отведены перемены по 20 минут, все остальные перемены 10-минутные, что позволяет обучающимся восстановить умственные и физические способности до начала следующего урока.
В школе бесплатное питание для всех обучающихся с 1 по 9 классы. Функционирует столовая, обеспечивающая детей горячими обедами. Учащиеся обедают после 3 урока.
Очень важным считается в школе вопрос организации питьевого режима. В свободном доступе для детей всегда находится фонтанчик для подачи холодной питьевой воды.
В помещение столовой для мытья рук обучающихся организовано специальное место.
Школа успешно реализует здоровьесберегающие технологии.
В учебный план введен 3 час физической культуры.
В учебно-воспитательной работе решается задача гигиенического нормирования учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания. На уроках и во внеурочной работе применяется здоровьесберегающие технологии, в основе которых общеклассное взаимодействие и групповая работа. В школе внедряются здоровьесберегающие технологии, позволяющие реализовать межпредметные связи при изучении различных дисциплин. Установление таких связей между учебными предметами в процессе преподавания является на наш взгляд необходимым условием для повышения производительности труда обучающихся и устранения перегрузки.
В нашей школе разрабатываются всевозможные педагогические технологии, сберегающие здоровье: игровые методики и развивающие уроки в начальной школе, проектная деятельность и уроки, использующие возможности персонального компьютера в учебном процессе.
Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика.
Гимнастика на уроке позволяет снимать состояние усталости на уроке, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться.
Динамические паузы в течение учебного дня и физкультурные минутки обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения.
Уроки физического воспитания проходят по расписанию. Часть уроков проводятся в спортивном зале и на свежем воздухе при благоприятных погодных условиях под руководством учителя.
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования:
- Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
- Реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у обучающихся культуры отношения к своему здоровью;
- Система школьного самоуправления;
- Развитие системы внеурочной занятости детей.
Проблему здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении невозможно отделить от организации физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися. В школе во второй половине дня для детей проходят занятия, включающие в себя подвижные игры на свежем воздухе, общеразвивающие упражнения, спортивные эстафеты, соревнования.
В школе регулярно проходят общешкольные Дни Здоровья с привлечением всех детей, учителей и родителей.
Определенная работа ведется учителями по охране жизни и здоровья обучающихся основам безопасности жизнедеятельности. Лекции, классные часы, беседы, тренировочные эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций формируют у детей желание заботиться о своем здоровье.
Важнейшим звеном воспитательной системы школы является школьное самоуправление, развитие которого помогает учащимся ощутить себя организаторами своей жизни в школе, способствует привитию навыков культуры общения, умения жить в коллективе, что является немаловажным в самостоятельной жизни человека вне стен школы. Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной.
Во второй половине дня, после обеда для всех детей организованы занятия по интересам. Для школьников проводятся занятия в спортивном зале. Ученики посещают школьные спортивные секции и кружки, участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы.
В летнее время в школе в лагере дневного пребывания отдыхают до 87 % обучающихся начального и среднего звена.
В комплексе строится оздоровительно-профилактическая работа со всеми обучающимися. В школе проводятся общеоздоровительные мероприятия, нацеленные на повышение резистентности организма детей и подростков. Ведется строгий контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в условиях школы. В процессе оздоровительно-профилактической работы решаются следующие вопросы:
- диагностика физиологического здоровья школьников;
- организация школьного питания;
- проведение оздоровительных профилактических мероприятий;
- профилактика и коррекция физического здоровья обучающихся.
В медицинском направлении в школе проводится большая работа по сохранению физического здоровья, укреплению имеющегося здоровья без отрыва от занятий, профилактике сезонных заболеваний. Медицинскими работниками по плану осуществляется диспансеризация обучающихся, по необходимости проводятся прививки и витаминизация.
Для профилактики простудных заболеваний в школе в осенне-весенний период проводится витаминизация.
В процессе оздоровительной работы школы решаются следующие вопросы:
- создание оптимальных условий для обучения школьников, соотношения учебной и внеучебной нагрузки и соблюдения режима дня;
- организация школьного питания;
- обеспечение медицинских услуг в школе;
- привлечение максимального количества обучающихся к системе дополнительных занятий второй половины дня;
- проведение оздоровительных профилактических мероприятий;
Школа принимает активное участие во внешкольных и внутришкольных мероприятиях по здоровьесбережению детей в образовательном процессе:
- Проведение классных часов по пропаганде здорового образа жизни: «Сказка о вреде курения», «Смех — это здоровье», «Я здоровье берегу — сам себе я помогу», «Здоровье и вредные привычки», «Витамины в наших продуктах питания» и др.
- Проведение декады «Я за здоровый образ жизни», приуроченной к Всемирному дню борьбы со СПИДом.
С целью повышения эффективности обеспечения педагогического коллектива и родителей информацией о состоянии здоровья обучающихся планируется:
- Проводить мониторинг здоровья школьников в образовательном процессе в течение учебного года;
- Систематически доводить до сведения родителей информацию о состоянии здоровья учащихся;
- Выстроить систему педагогической работы по результатам мониторинга состояния здоровья детей;
- Поддерживать систему полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья;
- Обеспечить более широкий спектр услуг дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга.
Для повышения результативности работы школы в рамках программы «Здоровый образ» следует продолжить реализацию поставленных целей и задач здоровьсберегающей деятельности.